В Курском облпотребсоюзе стартовала отчетная кампания по итогам работы областной системы потребкооперации за 2019 год. Первыми отчитались перед своими пайщиками руководители лучших потребительских обществ «Суджанское», «Солнцевское» и «Кореневское».

— Интересная тенденция — не тянуть с отчетным собранием прослеживается именно в экономически сильных хозяйствах, — заметил председатель совета облпотребсоюза Владимир Пасечко, — здесь, несмотря на объемы текущей деятельности, успевают и анализ всех отраслей деятельности быстро сделать, и отчетность свести, и имеющиеся проблемы рассмотреть, наметив пути их решения. А все потому, что занимаются всем этим ежедневно, а не тогда, когда уже деваться некуда. В самом начале отчетной кампании мы на расширенном заседании совета рассматривали программы развития финансово-экономической деятельности потребительских обществ на 2020 год. Прогнозы развития по отраслям деятельности, вложение средств в развитие материально-технической базы, инновационные проекты, планируемые к реализации — все эти позиции разбирались детально вместе с руководителями и главными бухгалтерами каждого райпо. И далеко не все они смогли защитить свои программы с первого раза. Так как наступивший год обещает быть по-настоящему трудным и нужно просчитывать каждый шаг особенно тщательно. Основные положения программ развития, конечно же нашли отражение в отчетных докладах на прошедших собраниях. И вот на каких проблемах были сделаны акценты.

imgПредседатель совета ПО «Солнцевское» и ПО «Виктория»

Во-первых, анализ расходов, в первую очередь связанных с подключением и работе в ЕГАИС, информационной системе «Меркурий», расходами на приобретение ККМ, программное обеспечение, его обновление. Все эти, безусловно необходимые для современного управления торговлей, новшества обошлись над в десятки миллионов рублей. Одна только покупка электронных подписей стоила 2,5 млн.руб. Никто не спорит, что в результате процесс управление торговли вышел на качественно новый уровень, но какой ценой… Причем эти траты идут параллельно с увеличением расходов на энергоносители и налогового бремени. Мы, будучи законопослушными гражданами, в итоге оказывается в ситуации, когда «всем дай, а сам ложись и помирай».

Есть и другие актуальные вопросы, которые честно озвучил на собраниях уполномоченных председатель советов двух потребобществ «Солнцевское» и «Виктория» Мантуровского района Александр Марухач.

— Совсем недавно мы считали своей главной проблемой — приход в наш райцентр представителей крупных торговых сетей, отобравших часть нашей прибыли. Но гораздо хуже то, что мы теряем наших покупателей. За год родилось 102 малыша в Солнцевском районе, а умерло 272 человека. Такая же ситуация в Мантуровском районе, там 61 малыш на свет появился, а ушли в мир иной 243 человека. То есть в каждом из районов перестала существовать, образно говоря, большая добротная деревня. И вернуть ее ни ЕГАИС, ни «Меркурий» не помогут.

Кстати, о последнем. Вроде бы заботой о качестве товаров продиктовано его появление и внедрение. Но сколько подводных камней выявило практическое применение «Меркурия». Уже не в каждом дворе свиней выращивают, не по силам это старикам, что уж говорить о крупном рогатом скоте. Так глубоким пенсионерам по новым правилам, чтобы эту свинку нам сдать, надо обязательно самому с пакетом документов ехать в областной центр. А зачем дедуле-бабуле это надо, им в их возрасте даже на нашем авто за десятки километров от дома ехать не очень-то хочется? В итоге они по-свойски с родственниками-соседями-друзьями свой «свиной» вопрос решают, а мы остаемся ни с чем. Отрицательно сказывается на наших результатах и отсутствие скотоубойных пунктов. Ни в Солнцевом, ни в Мантуровском, ни в Пристенском районах их нет. Вот и получается, что на сегодняшний день мы не имеем права принять ни одного килограмма домашней свинины. И это существенно тормозит развитие заготовительной деятельности.

imgЗаместитель главы администрации Мантуровского района Клепикова Нина Васильевна вручает председателю совета ПО «Виктория» Александру Павловичу Марухачу Благодарственное письмо.

Тревожат и другие моменты, связанные с введением обязательной маркировки многих групп товаров. Взять ту же обувь, она у нас в сельских магазинах продается самого дешевого сегмента — шлепки с тапками, бабуши да сапоги с галошами резиновые. Их маркировка пока нам ничего не стоит, бесплатно марки дают. Но это пока. Все бесплатное становится платным со временем.

Такая же история с остальными товарами эконом-сегмента. Их, даже с бесплатной маркировкой в магазин на недешевом бензине привезли, дорогим электричеством освещали, таким же газом — согревали. Вот и получается, что мы дешевое продаем задорого. Для самих себя.

Мы, конечно, экономим на всем. Но без конца ужиматься невозможно. Я никогда не думал, что придет время радоваться тому, что масштабные ремонты и приобретение оборудования мы осуществили до 2019 года.

Но рук мы все равно не опускаем, развиваем собственное производство. В ПО «Виктория», сердце производства — столовая и кондитерский цех. Их валовой оборот превысил плановое задание на 4,5 млн.рублей. Существенно увеличилась выработка кулинарных изделий и безалкогольных напитков. Доля собственной продукции в розничном товарообороте выросла и сейчас составляет более 27%. Наши продавцы поняли, что только реализация собственной продукции — верный путь к росту благосостояния не только всей организации в целом, но и конкретно каждого из них. Ведь их зарплата выросла вслед за продажами продукции потребобщества. В первую очередь, хлебобулочных изделий, которые дают 50% товарооборота собственной продукции.

Мы наладили сотрудничество с администрацией района. Обслуживаем сельсоветы, детские сады, больницу, местных сельхозтоваропроизводителей. Из имеющихся в районе 18 школ обслуживаем 17-ть, причем не только в продуктовом сегменте. Необходимые товары для хозяйственных нужд, ремонта, канцелярские принадлежности — все это поставляет наше потребобщество.

Не секрет, что в ПО «Виктория» сейчас идет реализация успешного опыта солнцевских кооператоров, которые вырабатывают в год 735т хлебобоулочных изделий, много лет выпускают субсидирующиеся сорта социального хлеба. Рентабельно действуют цех полуфабрикатов и макаронная линия. Стабильно работают аптеки, хотя их пытались «выжить» сетевики. А еще выращивают зерно, реализуя его через свою торговую сеть. То есть работы не боятся и трудиться, не жалея сил умеют. А вот сотрудничество с «Пятерочкой» не задалось и у них. И тому есть веские причины. «Пятерочке» совсем не интересна кооперативная продукция собственного производства. И дело тут не в ее качестве, а в целенаправленной маркетинговой политике, где реализации кооперативной продукции места просто нет. «Отличники» хотят только сливки в виде лучших торговых объектов райпо собрать, а наши пироги-пельмени им без надобности. Пусть трижды натуральные и недорогие. Получается, лучшее — отдай, а со своим товаром — в дальнюю деревню отправляйся.

imgЗаведующая магазином в ПО «Солнцевское»

Грустными оказались итоги и сотрудничества с холдингом METRO, развивающего франчайзинговую программу «Фасоль». Обещанные холдингом скидки на товар распространяется на ограниченный ассортимент товаров, а выбирать их надо помногу и регулярно. Вот и получилось, что многие потребительские общества, решившиеся на сотрудничество с холдингом согласно договорным условия затарили свои склады однотипным товаром под завязку. Сами уже не рады такому сотрудничеству, а продолжать приходится. Ведь если пропустишь срок обязательной закупки в METRO — штраф, откажешься совсем — штраф уже многотысячный.

Все мы знаем, что Почта России запустила пилотный проект с сетью «Магнит». При этом не исключает дальнейшего сотрудничества с другими ретейлерами. Может стоит тут попробовать договориться? Но этот вопрос надо решать на самом высоком уровне, а не на районном собрании уполномоченных.

Есть еще один наболевший вопрос, решать который придется курским кооператорам — это привлечение жителей области в пайщики потребобществ. Ведь процесс естественного сокращения численности сельского населения бьет не только по торговле. А как привлекать молодежь? Да, в потребобществах действуют накопительные карты и их пайщики получают в первую очередь. Но «не пайщики» их получают тоже, безо всякого вступления в члены потребобщества, внесения паевого взноса и хождения по собраниям. Так что одной картой дела не поправить, тем паче что сетевые супермаркеты тоже дают всем покупателям аналогичные карты. Агитки «Как хороша потребкооперация» на нынешнюю молодежь тоже мало действуют. Как-то пробовали предоставлять кредит на крупную бытовую технику и мебель на более выгодных условиях именно пайщикам, и вроде бы сработало. Но не так как хотелось: получившие кредит не особо горели желанием участвовать в работе участковых отчетных и отчетно-выборных собраний. А ведь правомочность решений собраний зависит от явки на него пайщиков и их мнений. И стоит ли зависеть от вот таких «кредитных» пайщиков, по сути дела совершенно чуждых потребкооперации людей?
Знаем, что проблема сокращения пайщиков актуальна и для других областей. Не одни мы с ней столкнулись. Будем думать, искать новые методы кооперирования. Хотелось бы и на страницах нашей кооперативной газеты побольше адресных заметок на эту тему. Может и не придется самим «изобретать велосипед».

А в целом, работа первых прошедших отчетных собраний в Курской области показала, что уполномоченные пайщиков не только знакомились с достижениями прошедшего года, но и разбирали действительно острые насущные вопросы, которые перед ними ставит современная жизнь.

Пресс-секретарь Курского облпотребсоюза
Ирина Корелова