Аналогичная история вышла и с заготовками овощей. В каждом районе у нас появились современные овощехранилища наземного и подземного типов. У нас, кооператоров, появилась гарантия долговременной сохранности всего урожая, закупленного у селян. Раньше мы себе такого позволить не могли, а новые овощехранилища, оснащенные комплексами холодильного оборудования, позволяли поддерживать температуру хранения и влажность для каждого вида овощей. Мы, наконец-то, перестали волноваться о том, что закупленное осенью зимой придется на помойку выкидывать. Благодаря новым овощехранилищам, свежие овощи на прилавках наших кооперативных магазинах отныне были всегда.
Таким же масштабным и успешным нашим совместным начинанием стало и создание цеха по производству концентрированного сока из яблок. Наш край традиционно силен яблонными садами. Причем у нас много в то время много росло именно кисло-сладких сортов яблок, лучше других подходящих для переработки и длительного хранения. Со всех концов области к нам на комбинат везли люди яблоки со своих дач и садов. Одна машина с весов пищекомбината спускалась, другая тут же заезжала. И так до ночи. В итоге до 2000т концентрированного сока с августа до ноября производили. Опять же всем на радость и пользу. Сдатчики — на выращенных яблоках зарабатывали, а мы — реализуя свой концентрат производителям соков.
Вот такими были наши успехи в производстве. Но и торговля от них не отставала. По инициативе Ермакова началась глубокая специализация торговых предприятий. Продовольственный, промышленный и хозяйственный магазины под одной крышей – такими стали строить кооперативные универмаги в райцентрах. В этих магазинах наши пайщики (они же активные сдатчики) могли приобрести в первую очередь дефицитные товары – ковры, бытовую технику и текстиль импортного производства. Вот так мы стимулировали наших пайщиков быть активными участниками кооперативной жизни. Появились магазины мебели и культтоваров.
А в этих магазинах повсеместно стали появляться молодые специалисты не только со средне-специальным, но и высшим торговым образованием – товароведы и заготовители. А на производстве – технологи и заведующие производством. Это стало возможным благодаря еще одной инициативе правления Роспотребсоюза, в результате которой на базе действующих кооперативных техникумов стали создаваться филиалы высших учебных заведений. Специалистов руководящего звена тоже не забыли – командировки за границу в наиболее успешные кооперативные предприятия Англии, Мексики, Венгрии, Японии не только были познавательными, но и толкали нашу собственную творческую мысль.
В итоге в 80-е годы увеличилось не только количество кооперативных предприятий, но и выпуск продукции этими предприятиями. Он возрос почти в два раза, в том числе производство колбасных и кондитерских изделий — почти в 3 раза. В возрастающих количествах производились копчености, консервы, пиво, безалкогольные напитки, мороженое. Представьте себе, кооперативные хлебозаводы выпускали каждую третью в стране буханку хлеба.
(продолжение следует)