Сыровяленое мясо в ароматных специях, рыбные паштеты, мед и продукцию из него, великое многообразие сыров и ремесленного хлеба представили курские фермеры на тематической выставке перед минувшей сессией Курской облдумы, парламентский час после которой был посвящен как раз развитию АПК. Каждый элемент этой экспозиции — яркая демонстрация не только высокого качества фермерской продукции, но и достижений всего сельского предпринимательства.
Тем временем сами хозяева производственных активов на селе, рассказывая о непростом периоде становления своего дела, говорят о нынешних сложностях. «Нам все это с неба не падает, — показывают они на широкий ассортимент выставочной продукции. — И очень хочется, чтобы люди это понимали».
Нишевая история
Фермерское движение в Курской области все еще переживает процесс перенастройки. Когда в других регионах уже отказались от выращивания зерновых и сахарной свеклы, производства свинины, говядины и птичьего мяса, здесь все еще встречаются хозяйства, где не желают менять привычный профиль.
Врио министра сельского хозяйства Курской области Наталья Гончарова, докладывая о развитии АПК и отвечая на сопутствующие вопросы депутатов, отметила: чтобы заниматься фермерством, нужно иметь и опыт работы в отрасли, и сформированный и продуманный до мелочей бизнес-план.
Сегодня чиновники предлагают сельским предпринимателям заниматься огородничеством, разбивать ягодные плантации и сады, выращивать редкую птицу и кроликов.
— Поверьте мне, на рынках выходного дня, на ярмарках, которые организуются министерством промышленности и торговли Курской области, очень много представителей именно малого бизнеса, и их продукция востребована, — отмечает Наталья Гончарова.Чиновники предлагают сельским предпринимателям заниматься огородничеством, разбивать ягодные плантации и сады, выращивать птицу и кроликов.
Весь спектр поддержки начинающего бизнеса готовы предоставить и новым предпринимателям на селе, однако, как отмечает чиновница, не все из них готовы к грамотному обращению с теми же грантами. Финансы немалые, и, чтобы их пустить в дело, нужно продумывать план работы, порой рисковать и, конечно, кропотливо и упорно трудиться. Не справится человек — придется применять санкции. Поэтому фермеры и проходят такой жесткий отбор при предоставлении мер господдержки.
Но самое важное: фермерская продукция — редкая. Наталья Гончарова отмечает, что во многом именно поэтому ее и не встретишь на полках супермаркетов: для этого нужны маркировка, сложные логистические схемы, которые к тому же еще и затратны. Поэтому у фермерского продукта свой путь к желудку и сердцу покупателя.
Страсти и специи
Производитель известной курской тушенки Сергей Россомакин подтверждает эти тезисы своим собственным опытом. Его продукция в стеклянных банках стала самым популярным товаром на прошлой Коренской ярмарке. А как иначе? Каждый кусочек мяса, лавровый листик и круглая перчинка видны сквозь прозрачное сверкающее стекло.
— Все сырье у нас по-прежнему фермерское, — рассказывает Сергей Россомакин. — Перерабатываем, продаем. Но теперь еще решили немного расширить производство и стали делать сыровяленую продукцию. Ее хорошо берут в те же кафе и рестораны. Мы довольны, люди, которые выращивают скот на продажу, довольны, а главное — покупатель наш доволен.
К мясным деликатесам понемногу добавляют в ассортимент овощные консервы. Пока это набравшие популярность вяленые томаты в масле с ароматными травами и специями.
— На бутерброды люди берут часто, в сочетании с мясной продукцией очень вкусно, — рассказывает предприниматель.
Цены на все эти товары, конечно, пусть и ненамного, но все же выше, нежели в популярных торговых сетях.
— Вы знаете, сначала люди нам за это выговаривали: мол, дорого, пойдем в другое место, — продолжает фермер. — Но со временем они просто распробовали и сравнили наш продукт и тот, что в промышленных масштабах производится. Стали выбирать наш. Он же фермерский.
На парламентском часе депутаты, озаботившись качеством, задали вопрос о том, почему нет в регионе такого движения по производству органических продуктов питания, как это наблюдается по стране в целом. Наталья Гончарова пояснила: очень высокие требования к таким производителям. Проверяется все — от почвы и семян до перерабатывающих мощностей и упаковки.
— Небольшие фермерские хозяйства, которые хотят работать в этом направлении, пробуют, — констатирует она. — Есть у нас организации, которые предоставляют органические удобрения, не используют в своем производстве пестицидов, агрохимикатов, но мы прекрасно понимаем, что они не получают и той производственной урожайности, которая необходима в целом для формирования доктрины здравоохранительной безопасности. Если по прошлому году в регионе средний урожай был в 50 центнеров с гектара, то там, где производится органическая продукция, этот показатель, конечно, в десятки раз будет меньше.
Питание и воспитание
Вопрос о том, готов ли среднестатистический курянин платить за чистоту продукции, в регионе все еще открыт. И фермеры говорят, что для развития производства сначала нужно заняться развитием самого потенциального потребителя.
Елена Бриндукова с мужем держат в Медвенском районе козью ферму и производят сыры по итальянским рецептам. Санкционные сложности научили сельских предпринимателей многому — например, не отказываться от дорогостоящих компонентов для производства сыра, не экономить на качестве, но искать другие способы заработка, продвигая уникальный продукт.
— Сейчас мы очень мало времени проводим на рынках и ярмарках, — рассказывает Елена. — Все дело в том, что покупают люди там очень мало. И не в цене даже дело. Они не представляют, какой у нас продукт. А как можно купить то, о чем не знаешь? Поэтому для нас достижение уже то, что люди подходят продегустировать сыр.
Но зарабатывать ферма должна: рогатое поголовье требует не только человеческой заботы, но и кормов, затрат на содержание.
— Поэтому мы с мужем и решили на территории фермы выделить участок под прием гостей, — делится планами Елена Бриндукова. — Тогда я смогу людям не просто кусочек сыра предложить, а пасту с ним приготовить. Пусть пробуют! Пусть детки погладят козленка. Посмотрят, как молоко попадает на стол, что для этого нужно. Хотим и небольшие домики поставить, чтобы приезжали не просто на день и до вечера, а с ночевкой. Ну и увидят, как мы трудимся, а то же многие думают: «Да что там сложного — взял молоко да сделал сыр». А ведь это такой труд! Да пока нашу территорию просто обойдешь — устанешь. Но мы привыкли, потому что все на нашей ферме делаем с любовью.
Наталья Гончарова отмечает, что агротуризм — одна из самых актуальных тем сегодня.
— Мы каждый год в поисках таких людей. Они должны быть инициативны и что-то предложить такое, куда поедут туристы, — говорит она. — Но таких очень и очень мало: все стараются получать быстрый рубль для окупаемости производства. Когда все зависит от туристического потока, это сложно. К тому же для обслуживания гостей и работы фермерского хозяйства нужны люди, а с кадрами ситуация понятно какая.
И все же большие перспективы видят в этом направлении и чиновники, и сами фермеры. Не совсем агротуры, но все же продукт гостеприимства уже часто предлагают пчеловоды. Продают и мед, и возможность подремать на специальных лежанках под мерное пчелиное жужжание. Люди едут, покупают то, что дороже, чем в супермаркете, и возвращаются вновь: и за медом, и за хлебом, и за другими продуктами. Они сделаны в Курской области и с любовью.
Источник — Российская газета.